- Главная
- Район
История
На Западе Еврейской автономной области по обе стороны от Транссибирской железнодорожной магистрали автодороги Чита-Хабаровск расположен Облученский район. Большую часть его территории занимают хребты и горные массивы малого Хингана, высота которых не превышает 900 м над уровнем моря. На вершинах гор растёт ельник, а склоны покрыты кедрово-широколиственными лесами, среди сотни видов деревьев, кустарников и буйного разнотравья величественно возвышаются корейские кедры. Они помнят отряды "служилых и работных людей", которые в середине 19 века пришли сюда на берега Амура и его притоков: Биры, Биджана, Кульдура, Хингана.
Климат в Облученском районе резко континентальный. Суровая и малоснежная зима тянется с ноября по март. В это время почва промерзает на 200-250 мм. Температура в декабре-январе достигает 40-45 градусов мороза. Большие колебания суточных температур. Осенью и весной дуют сильные ветры.
В недрах района хранятся железные, марганцевые, и оловянные руды, россыпное золото, брусит, мрамор, базальт, доломиты, цеолиты, минеральные воды и другие несметные богатства. Это неудивительно, ведь большую часть территории района занимают горы Малого Хингана-уникальной кладовой полезных ископаемых. Две трети территории района покрыты лесами – это большая часть запасов древесины всей области. Преобладают хвойные породы: аянская ель, даурская лиственница, корейский кедр. Лиственные представлены амурской липой, монгольским дубом, даурской березой, маньчжурским ясенем и другими видами. Растительный мир разнообразен.
Так исторически сложилось, что населённые пункты Облученского района с момента своего образования меняли несколько раз свою принадлежность к административно-территориальным органам.
До 1926 года часть территории Облученского района входила в состав Михайло-Семёновской волости, с 1926 по 1930 годы- в Хингано-Архаринский район Дальневосточного края, с 1930 по 1934 год – в Биробиджанский национальный район Хабаровского края, с 1934 по 1945 год- Бирский район ЕАО, с 1945 года- Облученский район ЕАО.
Большинство населённых пунктов района расположено вдоль линии железной дороги и реки Амур. Первыми жителями приамурской полосы являлись приамурские казаки, поселившиеся в этом районе со времени освоения края в 1856 г. Прижелезнодорожная полоса стала заселяться со времени постройки отрезка Уссурийской железной дороги с 1910 года. Жители этой полосы являются выходцами из различных районов и губерний России.
В 1857 году пришедшие из Аргуни забайкальские казаки основали Хинганский пост - первый населённый пункт на территории области. В 1858 году его переименовали в станицу Пашковскую, которую назвали в честь Нерчинского воеводы Афанасия Пашкова, руководившего походами казаков по исследованию Амурского речного пути. При установлении Советской власти стали появляться первые колхозы, в 1929,1930 годы в с.Пашково была создана первая артель "Искра", а затем на ее базе организовали первые колхозы им.Ворошилова, 3-й Интернационал.
В 1935 г. был организован из еврейских переселенцев еврейский колхоз "Ройтерштерн", который через 2 года влился в колхоз 3-й Интернационал. В последующие годы в с.Пашково были организованы , а затем ликвидированы, реорганизованы колхозы "Сталиндорф", "20-й партсъезд", "Амурский пограничник". В 1968 г. на территории бывших колхозов создан Пашковский совхоз. В 1926 г. был образован Пашковский сельский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Село Радде – один из первых населённых пунктов на территории нынешней Еврейской автономной области, был основан в 1858 году забайкальскими казаками и назван Раддевка в честь учёного и путешественника Густава Ивановича Радде, который по просьбе генерал-губернатора Н.Н. Муравьева-Амурского составил план будущей станицы и подобрал для неё участок. В 1926 году был образован сельский Совет, в его состав входили сёла Башурово, Марьино, Помпеевка, Дичун.
Населенный пункт Биракан возник в 1905 году как станция Транссиба. Название посёлку дала река – в переводе с языка местных народностей "биракан" означает "маленькая речка". Население посёлка - 2,6 тысячи человек. Промышленный рост Биракана пришёлся на 1934 год, когда вступил в строй Бираканский известковый завод промысловой кооперации "первое -мая". Эта крупнейшая артель в то время выпускала ежегодно 15 тысяч тонн извести. Когда начал работать Лондоковский известковый завод, производство извести в Биракане было прекращено, и основная часть жителей поселка занялась разработкой месторождений белого, розового и зеленого мрамора.
В 1908 году началось строительство Амурской железной дороги – составной части Транссиба, создавались станции Бира и Облучье.
Облучье находится в 159 километрах от Биробиджана и 331 километре от Хабаровска. Город расположен в долине горной реки Хинган, в 40 километрах от впадения её в реку Амур. История нашего города началась июньскими днями 1911 года, когда в станице Пашковской высадилась первая группа строителей.Возглавлял эту группу молодой техник Иосиф Арсеньевич Мулин. Никто из молодых строителей не знал что такое Амур, тайга. Люди восхищались дикой нетронутой природой. Поражало всё: и безмолвие и красота неухоженной тайги, и большие завалы бурелома и мерзлоты. Три дня добирались первостроители от станицы Пашковской до будущей станции Сололи. Это название произошло от протекавших вблизи рек Большая и Малая Сололи. Дорог не было, и рабочим пришлось рубить топорами просеку, чтобы лошади могли протащить телеги с инструментом, вещами, провизией. В долине реки Хинган были установлены палатки и балаганы. Среди строителей было много студентов из западных районов России, Украины, Петербурга и Москвы. Люди ехали на заработки. Труд первостроителей был очень тяжелым. За мизерную зарплату им приходилось работать от зари до зари. Тачка, лопата, кайло и носилки – вся техника того времени. Строили Сололи из подручных средств: лиственница и кедр росли на склонах сопок, окружавших долину. Среди рабочих было много мастеровых людей. Рабочие жили в палатках до конца 1911 года. К этому времени построили только хлебопекарню, баню и несколько бараков со сплошными нарами. Скоро появилась первая улица из деревенских домов. Среди строителей были выпускники Петербурского технологического института, они и назвали улицу Невским проспектом. Правда за десять метров в сторону тянулась нехоженая тайга. Где он этот Невский, сегодня трудно определить. Облучье нынче разделено на две части железной дорогой. В верхней части главная улица-30лет Победы, а еще раньше ее именовали Вокзальной. Может это и есть бывший Невский проспект? Но и улица Денисова в нижней части города, названная именем героя-пограничника Раддевской заставы, погибшего во время отпора японских нарушителей границы вполне может претендовать на название Невский проспект. Там и тут имеются старые постройки. В верхней части – одноэтажные четырехквартирные дома. В нижней – двухэтажные многоквартирные. Но это всё постройки 40-х годов.
Когда была проложена колея в обход длины Хингана по склонам сопок, Сололи переименовали в Облучье. Изгиб железнодорожной колеи напоминал облучок извозчичьей пролетки. На весь рабочий поселок был один фельдшер немец Буг, который, по словам старожилов, знал по-русски несколько слов, свое дело знал плохо. Поэтому неудивительно, что в то время из больных воспалением легких никто не поправился. Надрывная работа, отсутствие элементарной медицинской помощи свели в могилу не один десяток людей.
Это удивительно: за четыре года первостроители возвели станцию, на свои плечах перенесли миллионы тонн грунта только под парковые железнодорожные пути, "заковали" их с западного края в бетон. За это время был построен Облученский 200-метровый тоннель. Это был по истине подвиг народа. Если говорить о жд. узле станции Облучье, то нельзя не сказать о старейшем предприятии города – это дистанция пути. 12 февраля 1914 года была окончена укладка рельс по всей средней части Амурской железнодорожной линии и состоялась смычка средней части с первым участком Восточной части Амурской железной дороги. Этот день стал днем рождения дистанции пути.
В 1915 году Облученский участок железной дороги был сдан в эксплуатацию. Наместник царя на Дальнем востоке некий Гондати перерезал красную ленту на мосту, под которым сейчас дорога в село Пашково и паровоз "ОВ" №14 повез поезд из 4-х вагонов в город Хабаровск.
В 1918 году началось строительство паровозного депо. Проходило оно в невероятно трудных условиях. В 1918 году станцию Облучье захватили японцы. Начался разгул белогвардейского террора. Враги свирепствовали. Невинных людей арестовывали, подвергали пыткам, растеривали.
Одним из центров партизанского движения стало Облучье. Подпольщики строго выполняли указания Амурского партизанского штаба. 13 августа 1919 года в селе Албазинка Заветинского уезда был создан съезд представителей всех отрядов Амурской области. Обсуждались методы борьбы с интервентами. Так как Япония объявляла войну Советской России и такая война для нас в тот момент была невозможна, было решено: сражений с японцами избегать, а стараться выживать их с нашей земли другими способами: организовывать налеты на железнодорожный и водный транспорт, уничтожать мосты, дезорганизовать движение и связь. Партизаны доставали оружие, взрывчатку и уходили в тайгу. Партизаны были полными хозяевами на 100 километровом участке пути между Облучьем и Архарой. В 1918 году недалеко от Облучье был пущен под откос состав с японцами и военным грузом. Партизаны обошлись без взрывчатки. 25 партизан развинтили болты на стыках рельсов и раздвинули обе нитки. Поезд, мчащийся под уклон, разбился. Японцы не дождались подкрепления и грузов. В ответ белогвардейцы при поддержке японцев захватили группу партизан. Бандиты подвергли их нечеловеческим пыткам, а затем расстреляли. После разгрома интервентов войсками красной армии их останки были захоронены на площади, ныне площадь "Красных партизан". На площади среди деревьев белеет скромный обелиск с красной звездой "Вечная слава героям", партизанам погибшим в борьбе с американско-японскими интервентами. Гласит надпись Именем Кузнецова Н. назван микрорайон города (Кагановичи), есть улица Партизанская. Сейчас у братской могилы собираются на митинги и демонстрации жители города.
После установления Советской власти на Дальнем Востоке укрепляется жд.узел, растет и развивается поселок железнодорожников. В 1938 году посёлок Облучье получил статус города и стал центром первого отделения Дальневосточной железной дороги. В 1935 году в центре Облучья вырастает первое – четырехэтажное здание – средняя школа №70. Железнодорожная семилетняя школа располагалась в трех зданиях поселка Облучье, в двух зданиях, которое теперь занимает школа рабочей молодёжи, занимались 3-7 классы, а 1-2 кл. в здании бывшей церкви. (Дом связи). Первым директором школы был Барабаш Алексей Панфилович!- заслуженный учитель РСФСР. (был директором с 1932 г в начале это была школа № 4). в 1936 году осенью облученские школьники были выстроены на торжественную линейку, посвященную началу учебного года. Предвоенные годы были годами укрепления материально-технической базы школы, создания ученического коллектива, обеспечение ее педагогическими кадрами. Город рос, но мирный труд облученцев прервала Великая Отечественная война. Много добровольцев ушло из нашего города защищать страну от захватчиков. На городской площади есть обелиск, посвященный погибшим горожанам в годы ВОВ 1941-1945 гг. Сооружен в марте 1970. Автор В.Белец. Годы войны были трудными. Учителя и учащиеся занимались нередко в пальто, топливом школа снабжалась недостаточно. И учителя и учащиеся заготавливали для школы дрова, в школе было создано подсобное хозяйство, на котором выращивали овощи, картофель. В школе была лошадь, технические работники школы косили для нее сено. Патриотический призыв "всё для фронта, всё для победы!" нашел живейший отклик в сердцах учителей и учащихся школы. Достаточно сказать, что по классам проводились соревнования по сбору средств в помощь фронту, собирали посылки с теплыми вещами. Шел трудный 1942 год. Советская страна напрягала все силы в борьбе с коварным врагом. В стране развернулось движение по сбору средств в помощь фронту. На призыв о помощи откликнулись учащиеся, родители и учителя сш № 70. Они перечислили на счет фонда обороны свыше 150 тысяч рублей. Сумма по тем временам огромная. Кроме того, ребята собрали сотни тонн металлолома, который пошел на переплавку и изготовления оружия и запасных частей к технике. Каждый школьник города обязался отправить на фронт по две посылки. В феврале 1943 года в адрес школы № 70 пришла правительственная телеграмма. Нарком обороны и Верховный Главнокомандующий сердечно благодарили ребят за помощь, оказанную Родине в трудные для неё дни.
В одну из февральских ночей 1944 года в районе села Радде была нарушена государственная граница. В наряде группа под командованием ефрейтора Денисова. Глубокий след, пересекающий границу и уходящий в тыл, привлек внимание пограничников. Определить количество нарушителей по следам не удалось. Дать сигнал на заставу при сложившейся обстановке было рискованно. Денисов принял решение: преследовать, задержать, во что бы то ни стало. Пограничники пошли по следу. Мешал ветер, снег. Тогда они сбросили полушубки и побежали быстрее. Усталости не было, было одно стремление – задержать врага, не дать ему совершить зло. Вдруг ефрейтор Денисов поднял руку. Это означало: "Вижу нарушителя!". Пятеро бандитов стояли рядом. Заметив пограничников, они залегли. Василий вскинул автомат, положил указательный палец на пусковой крючок. Но враг успел выстрелить раньше, пуля попала ниже ключицы. Василий упал, алая кровь окрасила белый снег. Начальник заставы лейтенант Коротков, услышав выстрелы, вместе с группой бойцов прибыл на помощь. Бандиты были схвачены. На измятом снегу около сопки лежал Василий Денисов. Вражеская пуля оборвала жизнь комсомольца. Через два дня застава хоронила своего любимца.
Подвиг В.М.Денисова не забыт. Его именем названа улица г.Облучье (раньше – Ново-Тоннельная) – 15 мая 1968 года. На фасаде дома № 36 мемориальная доска Василию Михайловичу Денисову.
Дистанция сигнализации и связи была создана на базе примитивных, в нынешнем понимании систем связи при полном отсутствии какой-либо автоматики.
До Великой Октябрьской революции в нашем регионе применялась связь только на аппаратах Морзе, которая использовалась как способ сообщения движения поездов. Первая воздушная линия на участке Карымская – Хабаровск была построена в 1934 году. В 1936 году на месте деревянной церквушки построенной еще в 1911 году поднялось двухэтажное здание дистанции сигнализации и связи. В 1943 году в дистанции было создано подсобное хозяйство. Там выращивали картофель, помидоры, огурцы. Были созданы охотничьи бригады, продукты выдавались семьям фронтовиков и многодетным.
В 1967году в Облучье была построена АТС на 600 номеров, сдана в эксплуатацию первая электрическая централизация малых станций по станции Ударный. С 1972 года по 1974 год произошла подлинная техническая революция: была внедрена автоматическая блокировка, переезды оборудованы автоматикой.
Облученский лесхоз образован в 1953 году на основании приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 21.12.1953. В 1966 г. Облученский лесхоз был реорганизован в специализированный семенной с хозяйством на кедр корейский. На территории лесхоза выделена орехопромысловая зона общей площадью 50,9 тысяч гектаров.
В 50-60 годы в городе действовала центральная электростанция (ЦЭС). Это здание сооружали японские военнопленные для промышленного предприятия в Хинганске. Здесь, на ЦЭСе, вырабатывали и подавали энергию на подстанцию комбината "Хинганолово". Позднее станция обеспечивала электроэнергией город. В коллективе ЦЭСа трудились около 150 человек. На месте бывшего электропоезда соорудили клуб "Энергетик". Там проводили вечера отдыха, концерты художественной самодеятельности. В районе "Энергетика" был фонтан. Имелась своя "цэсовская" футбольная команда. Когда в 1971 году построили ЛЭП и подстанцию, работа ЦЭС оказалась нерентабельной. ЦЭС просуществовала до 1971 года.
В июне 1986 года на станцию Облучье прибыл новенький, сверкающий свежей краской красавец – электровоз, на нем надпись «электровоз имени Героя Советского Союза Ю.В.Тварковского» построенный из металлолома, собранного учащимися школы № 70 ст.Облучье. Из металлолома, собранного ребятами, построен магистральный электровоз, и ученикам дано право передать его шефам – локомотивного депо. Патриотическое начинание учеников – собрать металлолом и обновить парк депо – осуществилось на деле. Это произошло в канун 50-летия школы. Право управления электровозом доверили машинисту Виктору Николаевичу Зайцеву – выпускнику школы № 70.
В 1945 году город Облучье становится райцентром, а район получает имя Облученский. На железной дороге и сегодня занято свыше половины трудоспособного населения города. Облученцы первыми на ДВЖД стали водить тяжеловесные составы. В промышленности района определенное место занимает золотодобыча. Уже более 100 лет на Сутаре, одном из притоков Биры, продолжается добыча россыпного золота. Месторождение начало разрабатываться еще в конце 19 века, за это время извлечено около 20 т золота. В период с 1928 по 1960 годы в поселке располагалось центральное управление местных золотых приисков.
Поселок Хинганск начал строиться одновременно с комбинатом "Хинганолово", в состав которого входили рудник и обогатительная фабрика. Хинганское месторождение олова было открыто в 1944 году. Согласно постановлению Государственного комитета обороны от 25 мая 1945 года, было принято решение о создании на востоке страны горно-обогатительного комбината "Хинганолово". 30 мая горняки Хинганска сдали первую продукцию-14 кг оловянного концентрата. Первоначально разработка велась карьерным способом, потом уступила место подземным горным выработкам.
Поселок Кульдур на древне-гольдском языке именовался Хуль-Джи-Ури, что означает "горячий", ведь в этих местах бьют из-под земли минеральные источники с постоянной температурой воды 71 градус по Цельсию. Кульдур возник из поселения, которое прежние коренные жители этих мест, эвенки и нанайцы, организовали вокруг здешних горячих источников еще в 19 веке. Кульдурский термоминеральный источник находится в 34 км к северу от ст. Известковая в долине р.Кульдур. С 1924 года на базе Кульдурского источника действует курорт республиканского значения. В настоящее время здесь сформировался комплекс современных и комфортабельных санаторно-курортных учреждений: санаторий "Кульдур", военный санаторий, санаторий "Горняк" и частный санаторий "Санус". Особенность кульдурской минеральной воды состоит в том, что в ней присутствуют соли кремниевой кислоты, что ценно при лечении остеохондроза, радикулита и других заболеваний. Местный источник может обеспечить ежедневно отпуск более 500 ванн. Здесь проживает около 2 тысыч человек.
После заключения между Россией и Китаем в 1858 году Айгуньского договора, по которому левый берег реки Амур от слияния рек Аргуни и Шилки до морского устья признавался владением России, одна за другой стали создаваться станицы, которые строили на Амуре забайкальские казаки. Так появилось Башурово, названо село по фамилии первых в этих местах переселенцев–казаков Башуровых. В селе действует начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт и Дом культуры. Население Башурово- более 300 человек.
В конце тридцатых годов 20 века недалеко от известкового завода на разъезде Теплое было начато строительство механизированного завода по производству цемента. Одновременно с заводом строился рабочий поселок Теплое Озеро. В 1949 году ему был присвоен статус поселка городского типа и новое имя - Теплоозерск, ведь рядом находится незамерзающее озеро Теплое. Градообразующим предприятием Теплоозерска всегда был Теплоозерский цементный завод, в 1949 году он отправил потребителям первый эшелон цемента. Выпускаемый здесь портландцемент вошел в 100 лучших товаров России.